Азбука оптимизма. Великий просветитель
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма. Великий просветитель

Новое всегда тревожно и беспокойно.

Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни

заключается в беспокойстве и тревоге,

тот перестанет быть обывателем.

Александр Блок

 

 

Эти слова стали эпиграфом жизни Ивана Ивановича Соллертинского (1902-1944 гг.), уроженца г.Витебска, «многих искусств и наук «веда»!», так писал о нем И.Л.Андроников. Людей, обладающих не только специальными знаниями, но и общим видением в культуре, почти не осталось. Такими были С.П.Капица, С.И.Бэлза, И.И.Соллертинский. Полагаю, что к таким можно отнести епископа Русской православной церкви, митрополита Будапештского и Венгерского, богослова, патролога, церковного историка, композитора и педагога, доктора философских наук и богословия Илариона (Алфеева); М.С.Казиника (родившегося в Ленинграде, но жившего в Витебске); О.Г.Ойстраха (Минск).

 



Ваня учился в Витебской гимназии. В 1921-1924 гг. – в Петроградском университете, где изучал романо-германскую философию и испанскую классическую литературу, а параллельно – историю театра в Институте истории искусств, который окончил в 1923 году. В 1926-1929 гг. в нем же прошел аспирантуру. С 1923 года преподавал историю музыки, литературы, театра, психологию, эстетику и ряд других дисциплин в различных вузах Ленинграда, в том числе в консерватории. (Это похоже на бурную деятельность в Гомеле Л.С.Выготского, вернувшегося в 1917 году, после учебы в Москве). С конца 1920-х И.И.Соллертинский был лектором Ленинградской филармонии, впоследствии стал ее художественным руководителем, совмещая с работой в театре оперы и балета им.С.М.Кирова. В 1939 году получил звание профессора. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Новосибирск.

 


Иван Соллертинский


Разнообразие и масштабы его дарования казались всеохватывающими. Он обладал познаниями поистине энциклопедическими. Они умножались его феноменальной, непостижимой памятью и трудоспособностью. Ему достаточно было взглянуть на страницу, которую он видел впервые, и, даже не прочитав ее, он запоминал текст и без ошибок цитировал. Знал 32 языка и сто диалектов. Это был человек легендарный.

 

Крепкая многолетняя дружба связывала И.И.Соллертинского и Д.Д.Шостаковича. Встречались они почти каждый день. Шостакович писал, что когда познакомился с Иваном Ивановичем, сразу понял: <…> это человек необыкновенный, что с ним трудно и неловко человеку обыкновенному среднему. Вскоре был поражен, ибо тот оказался невероятно веселым, простым, блестяще остроумным и земным».


 

Иван Соллертинский и Дмитрий Шостакович



И.И.Соллертинский уважал людей, имеющих мужество сказать: «Не знаю. Только дурак этого стыдится», - говорил он. Больше ценил природный ум, нежели знание, считая, что последние нетрудно приобрести и накопить, а ума занять не у кого.

 

По словам Д.Д.Шостаковича, казалось, что слушание музыки для него – величайшее из всех существующих наслаждений. В двадцать два года И.И.Соллертинский записал в своем дневнике: «Поведать о себе словами не могу. Музыка – тот идеальный язык, которому принадлежит всякая частица моего эпоса». Его привлекали трагедия и драма, комедия и фарс, клоунада. Равно близки ему были Д.Д.Шостакович и Ж.Оффенбах, Ф.М.Достоевский и Ч.С.Чаплин. 

Все девять муз были одинаково дороги его сердцу. «Знать свою профессию – это, прежде всего, любить ее», - утверждал он.

 

Познакомить слушателя с неизвестным шедевром для него было важнее создания новой книги. Многие драматические и оперные спектакли, произведения композиторов были поставлены и исполнены впервые, благодаря его усилиям. Он умел найти общий язык с любым человеком, который был ему интересен. Был прост в обращении, равнодушен к своей внешности. На замечание, что его костюм блестит, отвечал, что это блеск советского музыкознания. Обладал прекрасным чувством юмора, острым языком: «Талант и глупость долго не уживутся, глупость непременно одолеет талант». У него было чувство временной ограниченности жизни. Уверял, что не доживет до сорока лет (умер в сорок один год). Из этого чувства – огромная жажда жизни, стремление сделать все, что можно за отпущенные годы.

 

Умер в эвакуации в Новосибирске. Дмитрий Шостакович писал: «Смерть И.И.Соллертинского – это тяжелая утрата для музыкального искусства. Немного было людей, так горячо и страстно любящих музыку. Он прямо ликовал при появлении свежего и талантливого явления. Яростно ненавидел пошлость и дурной вкус, рутину и посредственность. Всегда или любил, или ненавидел. И с годами у него не пропало это качество, а все больше обострялось. Пристрастие – это драгоценное качество всякого художника… Нет больше среди нас музыканта огромного таланта, нет больше веселого, чуткого, благожелательного товарища, нет у меня больше самого близкого друга».



Дмитрий Шостакович



«Памяти друга» он посвятил свое «Фортепианное трио № 2 ми минор, соч.67» - пьесу для скрипки, виолончели и фортепиано, из четырех частей. За это произведение в 1946 году был удостоен Сталинской премии (второй степени).

 



Витебский государственный музыкальный колледж носит имя Ивана Ивановича Соллертинского. 

Перед зданием установлен памятник.


 

 


Борис Абрамов, ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии

с курсами медреабилитации, психиатрии, ФПКиП

фото из открытых источников

 

 

 

 

 

 


 






Поделиться