Азбука оптимизма. Он умел недостатки превращать в преимущества
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма. Он умел недостатки превращать в преимущества

Счастье – это приписывание ценности всему,

чем вы обладаете. Живите так счастливо,

как только сможете, трудности сами найдут вас.

Милтон Эриксон

 

 

Вы будете приятно удивлены, узнав, что самые несчастные в мире не мы с вами: есть достаточно много людей, которым гораздо хуже, чем нам. Однако они ведут себя в неблагоприятных условиях очень достойно. Ярким примером может служить жизнь выдающегося психиатра, психотерапевта Милтона Эриксона (1901-1980).

 



Мастер наведения и использования трансовых состояний и быстрой терапии. Он создал технику «естественной» индукции, использования гипноза, общения, построенного на применении метафор подсознания, практиковал выполнение заданий, чтобы спровоцировать изменение в паттернах.

 

За свою жизнь М.Эриксон вырастил восемь детей, вылечил 30 тысяч больных, стал самым знаменитым гипнотерапевтом XX века. В его небольшой домик в столице штата Аризона Фениксе, где М.Эриксон жил с 1948 года, стекались больные со всего мира.

 



Родился он в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на западе США. У него было нарушено цветовое зрение: лучше всего из всех цветов спектра он различал пурпурный. Предметы, которые его окружали, были преимущественно этого цвета. Он не различал звуки по высоте и не мог воспроизвести самую простую мелодию. В 17 лет Милтон заболел полиомиелитом и пролежал некоторое время полностью парализованным, сохранив только способность водить глазами. Эриксон говорил, что полиомиелит стал его лучшим учителем в познании человеческих возможностей. В течение долгих месяцев юноша с обостренным вниманием стал примечать, что язык тела его сестер, работников, родителей не совпадал с их словами, словесная реакция точнее отражала истинные чувства людей. Полностью выздоровев, благодаря разработанной им самим программе реабилитации, М.Эриксон стал развивать в себе способность читать истинные переживания окружающих. 




М.Эриксон защитил степень бакалавра, магистра психологии и доктора медицины в университете штата Висконсин. Создал Американское общество клинического гипноза, став его первым президентом; учредил и возглавил «Американский журнал клинического гипноза»; был директором – основателем Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза; работал в звании адъюнкт-профессора на медицинском факультете университета Уэйна; являлся пожизненным членом американской ассоциации психологов и психиатров.

 


В 1948 году М.Эриксон переехал в Феникс. Основными его занятиями были частная практика и чтение лекций по гипнотерапии. В 51 год М.Эриксона опять парализовало. На этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Его мучили постоянные головные боли, почти не действовала правая рука, а левая была ограничена в движении. Только половина диафрагмы была подвижна, губы частично парализованы, язык смещен. Он не мог пользоваться вставными зубами. И все же доктор медицины сумел развить свой голос – основной инструмент работы – и справедливо гордился тем, что мог владеть речью. Одна из его книг называлась «Мой голос останется с вами». Со временем речь стала глухой и невнятной. Он говорил медленно и размеренно. Последние десять лет ученый был прикован к инвалидному креслу.

 



Вопреки этим ограничениям, М.Эриксон научился использовать возможности и реализовать потенциальные способности, которыми обладает каждый из нас. Он всегда вызывал удивление и восторг. Успех и положительные изменения, которых добивались его пациенты и его ученики, никогда не ставил себе в заслугу, а выражал искреннюю радость, что человек сумел открыть в себе новые возможности и новый источник силы. Люди не должны говорить, что они не могут что-то сделать пока не посмотрят на вещи проще и не решат, что способны свершить гораздо больше, чем предполагают. Эриксон подробно описал свой опыт того, чему научился, участвуя в каких-то незначительных ежедневных событиях, которые никто не замечает, но которые с каждым случаются. Он подчеркивал, что не тешит себя тщеславной и глупой надеждой, будто каждое его слово воспринимается пациентом как руководство к действию и каждому совету, указанию или рекомендации он последует в точности.


Именно М.Эриксон лучше всех мог инициировать действия своих пациентов, направляя их в нужное русло. Надлежащее отношение как к плохим, так и к хорошим вещам, встречающимся на нашем жизненном пути, является настоящей радостью жизни, учил он. Жизненные трудности поистине составляют ее клетчатку. Он всегда верил, что надо смотреть в будущее, способствовать формированию перспективы и постоянному наличию выбора в жизни.

 


Некоторые мысли М.Эриксона об окончании земного бытия. «Все мы от момента рождения начинаем умирать. Некоторые из нас опережают в этом других. Неужели только потому, что однажды нам суждено встретить новый день мертвым, мы не должны радоваться жизни. Ведь мы и так не узнаем об этом. Это другим придется переживать по этому поводу. А до этого момента надо жить и радоваться жизни».

 



Академик Петр Анохин писал: «Человечество вступило в эру чрезвычайных эмоциональных перегрузок. Мы можем противостоять этому, лишь воспитывая свою волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые «эмоциональные стрессы». 


Милтон Эриксон был одним из лучших воспитателей подобного рода и остается примером такого противостояния и преодоления.

 

Борис Абрамов, ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии

c курсами медреабилитации, психиатрии, ФПКиП,

фото из открытых источников



Поделиться