…..мир есть мир духовный,
только употребляющий «материю»
для своего обнаружения
В.М. Бехтерев
Мозг наш и есть среда обитания нашего,
нами же самими созданная
Ф.Горенштейн
18 декабря 1897 года в актовом зале на собрании Военно-Медицинской Академии Владимир Михайлович Бехтерев произнес речь на тему: «Внушение и его роль в общественной жизни». Это сочинение было издано. Интерес и важность затронутой темы побудили автора существенно расширить рамки своего труда, вследствие чего второе издание 1903 г. вышло значительно дополненным и уже не в форме речи. Оба издания разошлись значительно быстро, что доказало интерес читателя к вопросам общественной психологии. «Этот интерес, по-видимому, еще более возрастает за последнее время вместе с пережитыми русским обществом важными общественными событиями», - писал В.М.Бехтерев в предисловии к третьему изданию, в которое вошло описание нескольких психических эпидемий, не вошедших в предыдущие, и <….> «собраны, относящиеся к предмету изложения, некоторые факты из недавнего прошлого русской революции». Сегодня с удивлением и восторгом к прозорливости автора читается эта книга.
В.М.Бехтерев пишет, что нельзя не видеть своего рода эпидемичность, заразительность преступлений. И такую эпидемичность несомненно создала революция, охватившая страну и поднявшая бурю страстей, не так давно мирно дремавших. Одно преступление рождает несколько однородных, потому что авторы заражены общим духом преступности, порожденным общей неурядицей. Теперь в глазах многих смелое по замыслу преступление есть своего рода героический подвиг. Автор указывает: <…> «среда заразительна, но заразительны и действия». В дореволюционный период недовольство существовало, но не в том размере, в котором наблюдается теперь. Почему увеличилось? «Да оттого, что на многих заразительно подействовало недовольство других, отрицательное отношение к власти…». События 1905-1907 гг. В.М.Бехтерев называет эпидемией убийств и грабежа. «Преступность заразительна, - пишет он, - и с ней следует поступать как со всякой заразой: ограждать общество от заболеваний обезвреживанием самого заразного начала и прививкой обществу антизаразного начала путем правовых жизненных норм».
Акцент книги падает на внушение, которое незаметно и многообразно пронизывает жизнь каждого во вполне бодрствующем состоянии. Внушение – это давление, которое оказывают люди друг на друга словами, интонацией, мимикой, жестами, поступками и действиями. Это всякое «производимое на психику впечатление», попадающее в мозг помимо сознательного контроля разума, в этом его основное отличие от убеждения. Внушение содержится в любом общении людей. Любое обучение-внушение идей и представлений о мире. Любая речь-внушение, действенное или пропадающее в зависимости от таланта говорящего и слушателя. Для успеха любого внушения необходима вера слушателя в авторитет внушающего. Ещё древние говорили: Mundus vult decipi (мир хочет быть обманутым). «В силе напора как бы подразумеваются знания, которых нет у деликатной души и она покоряется напору, как превосходству больших знаний», - тонко замечает Фазиль Искандер. Часто доверчивая толпа слушателей мало понимает и не замечает ни грубой лести, ни лживых заявлений ораторов. «Всё происходит самым обычным естественным порядком и однако есть настоящее внушение, которое вторгается в психическую сферу, как тать и производит в ней роковые последствия». Лучше В.М. Бехтерева не скажешь: «Пути передачи психических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели пути для передачи мысли путём убеждения. Вот почему внушение, в общем, представляет собою более распространенный фактор нежели убеждение. <…> Последнее может действовать преимущественно на лиц, обладающих здравой логикой, тогда как внушение действует не только на лиц с здравой головой, но еще в большей мере и на лиц, обладающих недостаточной логикой». Логические убеждения, если имеют успех, то лишь путем медленного их усвоения, тогда как внушение в форме уговора, приказания всегда действуют быстро и верно, если не противоречат укоренившимся взглядам, и на интеллигентных лиц.
Вера играет особенную роль, <…>, поэтому во все времена являлись целители, которые одним взглядом, словом и даже простым мановением руки или жестом, <…> заставляли прозревать слепых, ходить параличных или немощных, исцелять прокаженных и «бесноватых», и даже воскрешать умерших», - продолжает В.М. Бехтерев. Внушаемы все, <…> «но разница между отдельными лицами существует лишь количественная, а не качественная, иначе говоря, она заключается лишь в степени восприимчивости к ненамеренному или невольному внушению со стороны других лиц, но не более».
В толпе чувство преобладает над разумом. Толпа не творит новых идей, но идеи созревшие в обществе и ставшие достоянием большинства, в массовом движении приобретают активную силу, благодаря именно усиленной и эмоциональной возбудимости и повышенной двигательной энергии. Поэтому участие в толпе вызывает общий подъем чувств и настроений, благотворно отражается на низших её элементах, возвышая их до общего идейного уровня.
В истории общественных движений указываются случаи, когда лица, не обнаруживавшие до того никаких способностей, под влиянием всеобщего воодушевления в толпе превращались в пламенных проповедников и даже начинали пророчествовать. Слава народных вождей поддерживается путем психической инфекции среди обширной группы лиц, связанных общностью национальных интересов. Толпе нужны вожди, которые инстинктивно чувствуя значение и силу толпы, руководят ею, как искусные демагоги, гораздо более силой внушения, чем здравым убеждением. Толпа подобна лавине: чем дальше катится, тем грознее и опаснее становится. Человек, умеющий овладевать вниманием толпы, всегда может увлечь её на беспримерные подвиги, но путём внушения народные массы могут быть направлены к самым безнравственным и жестоким поступкам. Дело руководителей народных масс заключается (по В.М. Бехтереву) по преимуществу в искусстве направлять их чувства и мысли к возвышенным целям и благородным стремлениям.
В.М.Бехтерев ссылается на профессора И.А.Сикорского: «<…> Население, увлеченное брожением, усвоило себе парадоксальное параноическое мышление и логику помешанных и в силу этой болезненной логики стало разрешать вопросы жизни и религий про помощи сравнений и пустой игры слов. <…> Это объединение здоровых с помешанными на почве болезненной логики является в истории человеческой мысли фактом глубоко интересным и в некотором отношении замечательным».
Обычным проявлением общественной заразы (по В.М.Бехтереву) является стадность. В толпе происходит утрата индивидуальности. «Сила личности обратно пропорциональна числу соединенных людей. Этот закон верен не только для толпы, но и для высокоорганизованных масс. В больших социальных организмах появляются обыкновенно только очень мелкие личности», - цитирует он Б.Сидиса.
Психиатры предупреждают: доверчивость очень опасна для здоровья нашего и наших близких. И в этом смысле книга В.М.Бехтерева весьма актуальна. Самые сильные, самые драматичные и необратимые изменения в переломные моменты происходят не в окружающем мире, а в сознании людей.
Борис Абрамов, ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии
с курсами медицинской реабилитации, психиатрии, ФПКиП,
фото из открытых источников