Азбука оптимизма: Бриллиантовый голос
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма: Бриллиантовый голос

Музыка – это зеркало гения. К.Г.Паустовский





  



17 августа 2022 года исполнилось 80 лет Муслиму Магометовичу Магомаеву, народному артисту СССР. Музыкальному Олимпу очень не хватает чуда подобного ему. Сейчас, когда музыка становится все более стрессовой, истеричной и самопожирающей индустрией, когда из нее исчезает открытость и непосредственность, а на вершину взбираются самые агрессивные особи, Муслим Магомаев с его восточным ребячеством и итальянской легкостью пения является идиллическим символом прекрасного и безвозвратного «далёка». Солнечный голос таил в себе необыкновенный феномен харизматичности. Божий дар, хорошая наследственность (дед – композитор, один из основоположников Азербайджанской советской музыки, отец – театральный художник, погибший в конце Великой Отечественной войны, мать – актриса) и образование (специальная музыкальная школа, консерватория, двухгодичная стажировка в Миланском театре «Ла Скала»), позволили ему вписать свои незабываемые страницы в вокальную историю. 



    

                               М.Магомаев с мамой                                   Магомет Магомаев - отец


Муслим Магомаев счастливо сочетал исполнение классических произведений, романсов, неаполитанских и эстрадных песен, музыки к художественным и мультипликационным фильмам. Сам сочиняя хорошую музыку, писал картины, снимался на телевидении и в кино, издал две книги («Любовь моя – мелодия», и «Великий Ланца»).


М.Магомаев в роли Мазепы


Великолепный тембр голоса, широкий диапазон, безупречная дикция, бесшумное (почти бесконечное дыхание), богатая нюансировка, подлинный артистизм позволяли ему донести до слушателей-зрителей каждую ноту и мысль, каждое слово авторов. Любое произведение имело огромный положительный энергетический заряд исполнителя, который получала публика. Люди отвлекались от повседневной суеты, приобщались к высокому искусству, переживали внутренне ощущение, озарение, душевный подъем. Сам певец становился образцом для подражания, помогая по-новому строить жизнь и адекватно реагировать на все ее обстоятельства. Творчество Муслима Магомаева всегда было оптимистично, даже и в минорном ладе.





Восхищает репертуар: от В. Моцарта, Дж. Россини, П. Чайковского, Дж. Гершвина и многих других, до А. Пахмутовой, А. Бабаджаняна, Г. Миллера и т.д. Понимая силу и красоту слова, из его уст звучали стихи не слабых поэтов: от А.С. Пушкина до А. Вознесенского, Р. Гамзатова, Е. Евтушенко, Р. Рождественского. Каждое исполнение было глубоко эмоциональным, но без показной, вычурной экзальтации, многокомпонентно (выступления всегда сопровождали отличные музыканты, оркестры, вокальные группы, хоры).




М.Магомаев и О.Фельцман



Т.Синявская и М.Магомаев

Муслим Магомаев никогда «не жаловался на судьбу, тем более, что «она ему улыбалась», а если даже что-то случалось не так, как хотелось бы, то «виноват ты сам». Он был элегантен, эстетичен, но никогда не вульгарен, сдержан, прост, но не за панибрата. Всегда вел себя не заносчиво, но достойно: не веря, не боясь, не прося, не унижаясь. Тяжелые эпизоды (смерть дяди, в семье которого воспитывался, опала со стороны некоторых партийных руководителей культуры и т.п.) переживал без шума и огласки. В период «перестройки» и последующего раздрая в стране спокойно ушел с большой сцены, не предпринимая усилий к мельканию на телеэкранах, оплаченному звучанию в радиоэфире, не прибегая к услугам имиджмейкеров, менеджеров и прочих маркетологов. Он сохранил свое лицо. Похоже на поведение А.С. Пушкина, который в письме В.А. Жуковскому писал: «Какой бы ни был мой образ мыслей политический и религиозный, я храню его про себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку необходимости». Он не копил обид, что не было позволено организовать его мировое турне (подобное табу было наложено и на «Песняров»). Полагаю, что если бы эти гастроли состоялись, то наши герои стали известны не меньше Ф.Синатры и «Битлз».


Муслим Магомаев был великим просветителем, раскрывшим, для желающих услышать, прелесть классического звучания голоса, бессмертной музыки величайших композиторов разных эпох и народов. Муслим Магомаев с нами навсегда, «нам не жить друг без друга».

 

Борис Абрамов, ассистент  кафедры неврологии и нейрохирургии 

с курсами медреабилитации, психиатрии, ФПКиП,


фото muslim-magomaev.ru

 



Поделиться