Азбука оптимизма: Вспоминая З. Фрейда и читая М. Веллера…
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма: Вспоминая З. Фрейда и читая М. Веллера…

Задача сделать человека счастливым

                                                                    не входила в план сотворения мира

                                                                                                        Зигмунд Фрейд



Проблема размежевания и консолидации на разных уровнях — одна из острейших. Территориальное размежевание переходит в этническое, производственное и т.д. Возможно размежевание по характеру культуры, происхождению, профессии, религии, материальному статусу. Опасность в том, что идея размежевания психологически дается проще, чем идея консолидации — отождествления своего «Я» с другими. Человека легче подтолкнуть к размежеванию, таящему в себе опасность гражданских конфликтов.


Согласно психоанализу провести границу индивидуального и социального развития крайне сложно. В период формирования своего «Я» личность противопоставляет себя другим людям или группам, даже общности. Она стремится оформиться в суверенную единицу, осознать свою независимость и лишь тогда может уверенно объединиться с другими, самостоятельно выбирать линию поведения. Только будучи зрелым, избавившись от инфантилизма, человек может объединиться с другими.

В условиях тоталитарной системы и застоя и отдельные люди, и общество в целом пребывали в инфантильном состоянии. Не было необходимости в самостоятельном мышлении и принятии серьёзных решений, что препятствовало формированию зрелой личности.

Весь мир изменился. Процесс перестройки продолжается. От людей потребовалось самостоятельно мыслить, познавать себя и окружение, определить отношение к своему историческому прошлому, к земле, на которой живут. Это вошло в противоречие со старыми политическими нормами, моралью, нравственностью и усугубило потребность в независимом поведении.


Психоаналитическая концепция утверждает, что размежевание - это лишь этап, за которым последует неизбежное стремление к интеграции. Сама жизнь убеждает людей в необходимости сотрудничества: любая изоляция - социальная гибель. Любая изоляция - способствует усилению агрессивных влечений. Сочетание этих двух начал мы наблюдаем в различных «горячих точках» по всему миру, где очевидны попытки решить политические проблемы преступными средствами. При этом широко используются ссылки на исторические документы, экономические выкладки, математические расчёты и т.п. В качестве доводов для размежевания другой стороне приписываются негативные помыслы, она обвиняется в лживости, коварстве, агрессивности и многих других грехах.

С точки зрения психоанализа, размежевание - это «внутренняя агрессия» или «социальное самоубийство». В этом процессе преобладают деструктивные тенденции, нарушающие нормальное развитие общества.

Основываясь на концепцию о бессознательных влечениях и потребностей человека, психоанализ объясняет почему в толпе большинство людей обнаруживает падение нравственности… Почему люди подпадают под магическую власть слов, легко принимают на веру лживые идеалы, не улавливают разницу между реальными и нереальными призывами, готовы к агрессии. В толпе исчезает ощущение личной свободы, свободы совести, свободы мысли. Она заменяется вседозволенностью силы и активности масс. Сливаясь с другими, личность освобождается от своих моральных устоев, а главное - от ответственности. Человек незаметно для себя вписывается в структуру безликой массы. В толпе инстинкт самосохранения оказывается сниженным, а инстинкт деструктивности - усиленным. Отсюда необычайная легкость агрессии и акты вандализма. Совесть, мораль, нравственность умолкают. Жизнь многократно подтверждает постулат З. Фрейда, что агрессивность неизбежно приводит к деструкции концепций, к невозможности осуществить их на практике, к краху теории и основанных на ней практических решений. Агрессивность и сознание несовместимы.      

 

                                               

Мораль - это инстинкт группового

выживания, проявляющийся в сфере

межличностных отношений и ценностей

                                          Михаил Веллер


Книга М.Веллера «Всё о жизни» издавалась 44 раза, общий тираж достиг миллиона экземпляров. В этом году вышел его метароман «Остров для белых». В аннотации сказано: «Книга восхитит одних, возмутит других, призовёт к действию третьих». Предстающий со страниц завтрашний день пытается дать решения главных сегодняшних проблем неожиданным и беспощадным образом.

          

Одним из самых популярных понятий стала политкорректность. Согласно гуманизму и политкорректности убийцу нельзя казнить, даже пальцем тронуть. Маньяк изнасиловал девушку. надо вызвать полицию, дать ему адвоката, кормить в тюрьме три раза в день, выводить на прогулки. Бандит зарезал человека. Преступником его может назвать только суд. Пока он подозреваемый. Нельзя сказать, что женщина слабее мужчины физически, и в математике… Что нормальному мужику омерзителен гомосексуалист. Что негры (само слово нельзя употреблять) и близко не равны китайцам по старательности, способности учиться, законопослушности, трудоспособности, просто по уму. Солдату запрещено испытывать ненависть к врагу. Воевать надо спокойно, гуманно, без эмоций, убивать с сожалением и сочувствием. А каково популярное употребление политиками Запада термина «летальное оружие» (оказывается автомат Калашникова — это просто детский пугач). Захваченных террористов нельзя пристрелить — у них же права человека. Они грозят убить заложников, если не выпустят их сообщников из тюрьмы, — и вместо того, чтобы тут же под телекамеры расстрелять всё это отребье, с ними ведут переговоры.


Старика нельзя так назвать - только «человек пожилого возраста». Толстую нельзя назвать толстухой - она «бодипозитивная». Слепого запрещено называть слепым - он «слабовидящий». Инвалид - «человек с ограниченными возможностями». Олигофрен - «с отставанием умственного развития». Несчастные слабоумные - «особые люди». Не Моцарт, не И.П.Павлов. Извращенцы - «представители сексуальных меньшинств». Нельзя сказать, что мошенников и негодяев пора вешать на фонарных столбах, насильников кастрировать, бандитов расстреливать на месте.


Человеку агрессия присуща имманентно, как сказал Конрад Лоренц. Она нужна, чтобы защитить свою женщину, детей, свой дом, землю. Люди раздражены, потому что невыпущенная агрессия копится. Жизненный инстинкт требует правды, а нарушать политкорректность - строго запрещено. И вся агрессия, которую нельзя направить на истинных преступников, всё раздражение и гнев обрушиваются на … нарушителей политкорректности. «Политкорректность - это ложь, изрекаемая бандитами, - пишет М. Веллер и более развернуто: «Политкорректность - это компенсаторная система запретов разрушенного социума, объективно пытающегося для самосохранения структурировать систему хоть каких-то императивов и табу взамен отменённых. <…> Новая жестокая система запретов - бессмысленна, и оттого еще более жестока, и категорична: не смей нарушать неких измышленных положений».


М. Веллер упоминает «пирамиду Маслова» - шкалу ценностных приоритетов человека: «Сначала базовые: есть, пить, размножаться, укрыться от непогоды. А потом, ближе к вершине — высшие: самореализация себя в чём ни попадя, искусство, развлечения и так далее. И когда развлекатель оплачивается лучше кормильца и лекаря - это хана, ребята».

Общество без ограничений, запретов и повелений развалится. А если нельзя запретить бездельничать, называть преступника, насиловать - то надо запретить хоть что-то. И оказывается нельзя называть извращенцев, но можно говорить о негре-викинге, женщине со штангой - это нормально, принимать на работу, на учёбу, делегировать во власть не по способностям, а по цвету кожи, специфической ориентации - это нормально. А кто против - те враги. Так гуманизм превращается в идеологию и диктатуру бессмысленности, идиотизма и смертельной злобы на вымышленные причины.

Не со всем можно согласиться, но мысли интересные. Интересные мысли. В книге их гораздо больше. А чтоб объединить указанных персонажей, заметим, что М.Веллер написал: «Психоаналитик - это исповедник в камуфляже, живущий с прибыли».


Литература

1.  Абрамов, Б.Э. Психоанализ и понимание современной агрессивности / Б.Э. Абрамов, И.М. Сквира // Матер. респ. науч.-практ. конф. с межд. участ. «Организационно-правовые основы оказания психиатрической помощи» 29 октября в г. Минске. — Минск : Профессиональные издания, 2013. — С. 84–86.

2.  Веллер, М. Остров для белых / М. Веллер. — Москва : Издательство АСТ, 2022. — 704 с.


Борис Абрамов, ассистент курса психиатрии, 

Иван Сквира, д.м.н., доцент, заведующий курсом психиатрии

фото из открытых источников



Поделиться