Азбука оптимизма: Долголетие и пластичность мозга
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма: Долголетие и пластичность мозга

                                                          

Старость не дает преимуществ.

                                                      Что заслуги, когда молодые

                                                                   быстрей, ловчей, попросту больше

                                             знают, чем мы тогда?

                                                      <…> именно старикам надо

                             быть впереди

Дмитрий Быков



1 октября – международный День пожилых людей, а 10-го – всемирный день психического здоровья. Что их сближает?

      

В детстве наш мозг легко формирует сам себя в ответ на воздействие окружающего мира, создавая нейропсихологические структуры, которые включают в себя наши картинки и представления мира. По мере старения и снижения пластичности нам становится все труднее меняться в ответ на воздействие окружающей среды. Мы находим приятными знакомые виды стимуляции: стараемся общаться с людьми, которые мыслят одинаково с нами, склонны игнорировать, забывать, или подвергать сомнению информацию, несоответствующую нашим взглядам или восприятию мира, потому что нам очень огорчительно и сложно думать и воспринимать как-то по-иному.

Заинтересованных в новейших методах исследования мозга все больше: более 450 млн людей, или 7,5% населения планеты, старше 65 лет, к 2050 году этот рубеж перешагнут 16%, т.е. около 1,5 млрд.


Майкл Матиас Мерцених, профессор неврологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, почти 35 лет работал над загадками электрофизиологии мозга, его можно отнести к ведущим мировым исследователям в области пластичности мозга. Специализация Мерцениха – совершенствование способности людей мыслить и воспринимать окружающий мир за счет перестройки мозга с помощью тренировки определенных областей обработки информации, называемых картами мозга. Он полагает, что при лечении серьезных заболеваний, упражнения для мозга могут быть так же эффективны, как лекарства, что пластичность мозга существует с момента рождения человека до смерти; и что радикальное улучшение когнитивного функционирования: того, как мы учимся, думаем, воспринимаем, запоминаем, – возможно и в пожилом возрасте. При правильных условиях тренировка нового навыка может изменить сотни миллионов, а возможно, миллиарды связей между нервными клетками в картах мозга. Это утверждает человек, который уже помог вылечить ряд расстройств, считавшихся когда-то неизлечимыми. Мерцених вместе со своей группой разработал наиболее часто используемую конструкцию импланта, который позволяет глухим от рождения детям слышать.


В организованной им компании Posint Science, работают 36 ученых, занимающихся теми пятью областями коры головного мозга, которые имеют тенденцию с возрастом «разваливаться на части». Главное в процессе разработки упражнений – дать мозгу правильные стимулы, в правильном порядке и с правильным распределением во времени, чтобы вызвать в нем пластические изменения. Мерцених говорит: «Все, что мы наблюдаем в молодом мозге, может происходить в мозге пожилого человека». Единственное требование – человек должен получать вознаграждение или отрицательное подкрепление, достаточное для того, чтобы он сохранял концентрацию внимания на протяжении всего периода обучения. Они продают программное обеспечение, способное «омолодить» мозг за 495 долларов. На тренировку мозга нужно 40 часов. Программа напоминает видеоигру, которая предлагает вам перестраивать рассказы и последовательность слов или отличать восходящий тон от нисходящего. Когда ухо внимательно и усердно работает, оно передает в мозговые центры, отвечающие за память и восприятие, более чистую информацию.


На «десерт» предлагаю «Молитву пожилого человека», которую в одной из телепередач прочитал народный артист РФ Александр Филиппенко: «Господи, ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать. Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, что бы что-то улучшить. Охрани меня от соблазна детально излагать бесконечные подробности. Опечатай мои уста, если я хочу повести речь о болезнях: их становится все больше, а удовольствие без конца рассказывать о них все слаще. Усмири мою самоуверенность. Научи открывать хорошее там, где его не ждут, и дай мне крылья, чтобы в немощи я достигал цели. Об одном прошу, Господи, не щади меня, когда у тебя будет случай, преподать мне блистательный урок, что и я могу ошибаться».

Борис Абрамов, ассистент курса психиатрии, фото из открытых источников



Поделиться