Кризис личности – это кризис смысла жизни
Серафим,
епископ Бобруйский и Быховский
Проблема носит междисциплинарный характер. В ее решении важную роль играет духовенство. Хочу поделиться размышлениями епископа Серафима на эту тему. Надеюсь, что они заинтересуют и вас.
Сам священник – очень глубокий, прекрасно образованный человек. Родился 5 сентября 1973 г. в Свердловске, в семье военнослужащего. Учился в Минской духовной семинарии, затем на богословском факультете университета им. Аристотеля в Салониках (Греция), который закончил с отличием. Стажировался на богословском факультете Тюбингенского университета (Германия). В 2001 г. окончил Минскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия. Изучал английский язык в Бирмингенском университете (Великобритания). В 2007 г. избран епископом. В миру Алексей Дмитриевич Белоножко.
Чаще всего в качестве причин роста самоубийств называют ухудшение экономики. Факты есть факты, но, когда они интерпретируются в духе экономического материализма, возникает впечатление, что мы в ХIХ веке, когда человечество надеялось, что с помощью науки и технического прогресса создадим рай. Надо лишь построить заводы и фабрики, удовлетворить потребности угнетенных классов. Разница лишь в том, что тогда строили социализм, а теперь – гипермаркеты. «Бесспорно, – пишет епископ Серафим, – зачастую люди сводят с жизнью счеты, чувствуя финансовую безысходность. Но здесь важно понять, что этот фактор срабатывает именно как мотив для совершения суицида только в рамках определенного мировоззрения, определенного сознания. И таким самоубийственным сознанием является идеология потребления, активно навязываемая сегодня через СМИ и массовую культуру».
Основной жизненный смысл этой идеологии – успех или престиж, то есть соответствие заданному в обществе уровню жизни: степень материального достатка, а искомое соответствие достигается накоплением «брендовых» вещей, которые свидетельствуют о причастности к высшему обществу. Реклама в стиле «ты этого достойна» играя на самолюбии, подстегивает к самоутверждению амбиций, превращая жизнь в гонку с оглядкой на других. Человек не соответствующий заданной планке престижа и успеха – «отброс общества». Раньше неудачником был человек без штанов, сегодня – человек без штанов с определенным лейблом.
В современном обществе жизнь перестает быть самоценной. «Нельзя быть счастливым только потому, что ты родился на этот свет Божий. И не всякую жизнь следует жить, а только лишь ту, которая успешна. В ином случае нет смысла ее продолжать».
Основа этой идеологии – самолюбие, а самое болезненное для эгоиста – осознание «вопиющей несправедливости»: огромного разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным образом, навязанным современной шоу-культурой и рекламой.
Епископ Серафим вывел «формулу» самоубийства: х+амбиции+ самолюбие, возведенное в квадрат = самоубийство, где х – любые жизненные трудности (нехватка денег, несчастная любовь, проблемы в семье и т.д.).
Эгоизм и построенная на нем идеология не могут быть смыслом жизни. «Разве что смыслом смерти, и то не самым лучшим». Идеология потребления – это всего мировоззренческий суррогат.
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная. Скончаться. Сном забыться
Уснуть…И видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка.
У.Шекспир (перевод Б.Л. Пастернака)
Борис Абрамов, ассистент курса психиатрии, фото из открытых источников