Азбука оптимизма: Чтение – главное учение
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма: Чтение – главное учение

Человек обойдется без литературы,

А мир обойдется без человека.

Жан Поль Сарт

 

Канадский философ Маршалл Маклюэн сказал, что книжный человек не может спорить с иллюстрациями. Скрепя сердце приходится признать, что литературноцентрическая эпоха кончилась, а моду задают аудиовизуальные средства массовых коммуникаций. Он считает, что на смену книжной культуре, где грамматика диктовала норму речи, пришла слуховая и визуальная цивилизация, в которой норму языку и культуре диктуют площадь и подворотня.


Наши «заклятые партнеры» осознают, что противостояние перешло в область интеллекта и в сфере промышленности, и в военном деле, и в культуре. Исходят из того, что книги и чтение нужны не только для просвещения, но и для формирования мозга новых поколений, готового к вызовам XXI века.

Валентин Юркин, генеральный директор АО «Молодая гвардия» приводит данные Российской книжной палаты за 20 лет. В 2001 году выпущено 542 млн книг и брошюр, в 2017-м (до пандемии) – 417 млн. В 2020-м ковид еще больше подкосил отрасль – 350 млн. В перерасчете на душу населения: в 2001г. приходилось 3,7 книги на человека, в прошлом – 2,4 (почти как в царской России). В СССР на человека издавалось до 12 книг. За два десятилетия средняя цена книги выросла более чем вчетверо. В РФ осталось 1000 книжных магазинов – даже в  Москве их в 5-6 раз меньше, чем в столицах Европы. Там даже 2020-й, пандемийный. (как и в США) дал прирост выпуска в продажу книг и брошюр. Подобное отставание – серьезная угроза и опасность для народного просвещения, умственного «вооружения» подрастающих поколений.


С античных времен люди убеждаются в большой полезности книги и чтения. Книгу наделяли едва ли не божественной силой, всеведением, мудростью. Новые данные нейронаук свидетельствуют об этом. Наш мозг сформировался сто тысяч лет назад. Мозг человека читающего, работает более сложно, чем у неграмотного. Мозг того, кто начал читать с малых лет, лучше активирует ресурсы, чем мозг научившегося читать подростком. Чтение, запоминание стихов, книжное изучение наук ощутимо обогащает и развивает мозг. В нем более ста миллиардов нейронов, и у каждого – до 10 тысяч связей с другими – примерно сто триллионов общих связей,  а возможных комбинаций больше, чем элементарных частиц во вселенной. Мозг в действии днем и ночью, но в покое использует пять процентов энергии, а при напряжении – до четверти. В нем множество секретов и тайн, постижение которых откроет человеку новые возможности.

В конце 2020 года в Москве вышла фундаментальная и сенсационная работа в этой сфере – книга «Пруст и кальмар». Нейробиология чтения. Автор – Марианна Вулф. Ученый с мировым именем, нейробиолог, руководитель центра исследования чтения и речи в Университете в штате Масачусетс. Ученую степень защитила в Гарварде, где много лет изучала когнитивную нейробиологию, психолингвистику, проблемы развития детской речи, «читающего мозга». В книге исследуются три ключевые аспекта: эволюция читающего мозга (как он «научился» читать); развитие мозга (как юный мозг овладевает чтением, следствия этого); как чтение меняет духовный мир и самого человека.


На первом месте стоит счастливое возникновение письменности и тем самым создание стратегического условия развития человека. Она утверждает: «….» цель чтения состоит в выходе за рамки идеи автора в области мыслей, все в большей мере автономных, трансформирующихся и в конечном итоге независимых от написанного текста.

Навык чтения не врожденный, как зрение или речь. Он достижим благодаря длительной реконструкции мозга, стремившегося понять значение знаков. Пластичность его устройства обретена в ходе эволюции для обеспечения выживания человека. Идею, что нервная ткань может изменяться, полвека назад предавали анафеме. Мозг не просто может, но и постоянно, на протяжении жизни, реагирует на все, что мы делаем, на каждый полученный опыт. Вулф доказывает, что мозг в процессе чтения меняется физиологически и интеллектуально. Обязательное обучение детей чтению – не подарок от гуманного общества и государства или чадолюбивых родителей, а абсолютно необходимый акт подготовки мозга к полноценной жизни. Без письменности и чтения человеческую культуру  невозможно представить. Каждый ребенок в каждом поколении вынужден проделывать огромную работу по «реорганизации» своего мозга для овладения чтением. В современном мире неумолимо возрастают требования к нашему мозгу. Экспансия Интернета порождает немало негативных процессов, особенно это касается детей и подростков. Растет их зависимость от смартфонов, электронных игр, похожая на болезненное пристрастие к алкоголю или наркотикам. В Сети появляются группы, исповедующие коллективный суицид. Дети разучиваются читать и писать. Это должно стать предметом постоянной заботы и профилактики общества и государства.


Многими людьми движут неоправданные надежды на цифровизацию, искусственный интеллект. Тут много от подмены понятий. Людей пичкают звучными терминами. По большому счету искусственного интеллекта в чистом виде нет – есть интеллект человека, вложенный в любой механизм и любую суперэлектронную систему. Не надо бояться цифровой техники и того, что она будет управлять людьми. Но и явных опасностей она несет предостаточно. Мы подходим к той грани, когда исправить положение с книжным чтением, а значит, развитием мышления будет невозможно. Дело в стремительно утрачиваемой культуре чтения, что таит в себе угрозу нашей идентичности и национальной безопасности. Человек несет себе гибель и разрушение, если жизнь его не одухотворена высшим идеалом, если он преступает черту, отделяющую его от добра и совести. Никакой zoom – пока живого человеческого тепла заменить не способен. Не объем информации надо заложить в молодые головы, а умение читать и понимать литературу. «Книга – таблетка от тупости!» (Ирина Одоевцова).


Главная мысль фундаментального труда Марианны Вулф, аккумулировавшей достижения мировой нейробиологии, состоит в том, что современный интеллектуальный уровень цивилизации есть результат развития мозга человека с помощью постижения письменных знаков, чтения книг, постановки новых все более сложных задач. Этот великий процесс неостановим, он абсолютно необходим. Воспитание и выращивание  каждого ребенка, время, потраченное на беседу с ним, на чтение, выступает бесценной составной частью подготовки умного поколения. От этого зависит коэффициент полезного действия и отдельного человека, и всей нации.


Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

(В.С. Высоцкий)

 

Борис Абрамов, курс психиатрии, фото из открытых источников

 



Поделиться