Данные последних общемировых исследований дают неутешительные сведения - каждый четвертый человек в мире переносит инсульт хотя бы раз в жизни. Но вот парадокс – болезнь, эффективность лечения которой напрямую зависит от информированности обычного человека, от его умения распознать первые признаки заболевания, вытесняется тем самым обычным человеком на периферию сознания. Мол, зачем мне это всё? Меня это никогда не коснётся, зачем думать о плохом. Как показал опрос, проведённый Школой инсульта Гомельского государственного медицинского университета, среди причин, по которым люди не хотят думать и говорить об инсульте, есть страх заражения.
И, тем не менее, инсульт по-прежнему занимает одно из лидирующих мест среди причин смертности. К сожалению, если проигнорировать первые минуты и часы этого грозного заболевания, процесс становится необратимым. Вот почему так важно знать правила первой помощи при инсульте. Правильные действия тех, кто оказался рядом с заболевшим человеком, и своевременная медицинская помощь помогают избежать серьёзных последствий. Важно быть информированным, внимательным к своему здоровью, а также не откладывать постоянно поход к врачу.
Ровно десять лет назад в Гомельской области начала работу Школа инсульта. Наталья Викторовна Галиновская, координатор школы инсульта, декан факультета повышения квалификации и переподготовки ГомГМУ, не устает повторять, что залог успеха в профилактике инсульта – это повышение грамотности наших людей. А для этого волонтеры инсультной школы сделали немало. За годы деятельности успели осуществить множество проектов.
Совместно со студентами, Белорусским республиканским союзом молодежи ежегодно проводятся мероприятия на открытом воздухе для населения, в рамках которых люди могут измерить свое артериальное давление, вес, узнать о факторах риска инсульта, получить консультации ведущих врачей-специалистов неврологов, кардиологов, врачей общей практики. Немалое внимание уделяется воспитанию самого молодого поколения.
Университет проводит ежегодный марафон с длительностью дистанции в 10 километров, который необходимо пройти с той нагрузкой, которую испытывает ежедневно пациент, реабилитирующийся после инфаркта мозга, т.е. в тренировочном режиме.
Максимальному распространению информации о первых признаках инсульта способствуют информационные встречи с населением на крупных промышленных предприятиях и организациях, выступления в средствах массовой информации, подготовка статей в городские, областные и республиканские печатные издания.
Одна из таких встреч, в рамках работы Школы инсульта, прошла недавно в Гомельском государственном университете имени Ф.Скорины.
Наталья Викторовна Галиновская рассказала об эффективных стратегиях профилактики инсульта. А потом ответила на многочисленные вопросы собравшихся. И как показывают такие встречи в знаниях обычного человека о собственном здоровье по-прежнему много пробелов. А потому у волонтеров Школы инсульта ещё много просветительских задач. К примеру, в настоящее время ведется подготовка видеопособия для родственников пациентов, перенесших мозговой инсульт.
Быть может, кто-то скажет, что все усилия Школы инсульта напрасны. Однако статистика свидетельствует об обратном. За годы активной информационной работы заболеваемость в трудоспособном возрасте снизилась на 5 человек на каждые 100 тыс. населения.
Кажется, что это немного, но за каждым инсультом стоит разрушенная человеческая жизнь, перевернутый мир для его семьи.
И если пересчитать на население Гомельской области, то цифра 50 человек уже существенна.
Знать и не бояться – вот главный совет врача для тех, кто не желает попасть в печальную статистику перенёсших инсульт.
В завершение напомним три основных приёма распознавания инсульта:
Улыбнись
Необходимо попросить человека улыбнуться. При инсульте улыбка получается «кривой», поскольку мышцы одной стороны лица слушаются гораздо хуже.
Заговори
Заговорите с человеком и попросите ответить на простой вопрос, например: «Как тебя зовут?» Обычно в момент мозговой катастрофы человек не может связно выговорить даже свое имя.
Подними руки
Необходимо предложить человеку поднять обе руки одновременно. Как правило, с этим заданием больному справиться не удается, руки не могут подняться на один уровень, поскольку одна сторона тела слушается хуже.
Н.В.Галиновская, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии
с курсами медреабилитации и психиатрии