Азбука оптимизма: Книга
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма: Книга

Книга – это величайшее благо,

сгусток умственной энергии,

ее никогда не заменит никакая кибернетика

Д.П. Урсу

 

Все является ядом и все ядом не является. Зависит от дозы.

Две новые болезни XXI века от цифрового яда: цифровое слабоумие и информационная псевдодебильность. Первая развивается у детей, начинающих свою жизнь с гаджетов. В 90-е годы прошлого века  исследователи в США установили, что из детей, смотревших телевизор менее часа в день, более 50% получили высшее образование, а из тех, кто смотрел более часа, – 10%. Сейчас семилетний ребенок уже год провел у экрана (круглосуточно), а 18-летний – четыре года! Цифровое слабоумие достигает 35% в Южной Корее, 15% в США. Из трехсот тысяч пользователей face book – 34% использовали его перед сном, 21% проверяли ночью, 27% забирали с собой в туалет. Это реальная зависимость, подобная наркотической. Сейчас вместо четок применяют имитацию смартфона. Происходит снижение количества связей между нейронами головного мозга.

Наше внимание стоит дорого. Его отвлекают дешевкой, на что тратят миллиарды: ТВ, реклама и т.п. Псевдодебильность – состояние, когда нормальный мозг работает подобно мозгу идиота. Глубина погружения в текст падает стремительно, нет времени подумать (картинки мелькают). Мышление уплощается, мы перестаем нуждаться в других людях как источнике знаний. Теряем навыки коммуникации с другими людьми, способности строить с ними сложные модели отношений. В 1987 году лицом к лицу мы общались 6 часов, по телефону – 4 часа, в 2017 году – 2 часа лицом к лицу, с гаджетом – 8 часов. Мышление тренируется только в социальном взаимодействии. Уму нельзя научиться от самого себя, для этого нужны другие люди.

Если мы хотим сохранить самих себя, надо вернуться в реальный мир: реальное общение с реальными людьми, чтение настоящих книг и письмо от руки делает мышление более продуктивным. «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» (В.А. Сухомлинский).  

  

Ежедневное чтение по 45 минут позволяет обучить мозг ребенка конструктивному мышлению. Тренируется зрительная память – запоминается расположение информации на странице книги, кинестетическая информация о том, в каком месте книги находишься, пространственная память разворачивает ментальный образ в голове читателя. Все это отсутствует при восприятии текста с экрана. Пожилые люди, которые читают регулярно, в 2,5 раза реже страдают  болезнью Альцгеймера. Круглосуточные телепросмотры – фактор риска ее развития!

Одно из исследований показало, что через 6 минут после начала чтения книги, уровень стресса человека снижается на 68%. Это касается и письма. Письмо от руки помогает структурировать информацию, усваивать новую, переходить от старых идей к новым, обнаруживать новые мотивации, улучшает общую социальную адаптивность.

Научите детей читать бегло, для удовольствия в самом раннем возрасте и эти персонажи будут читать всю жизнь. Чтение художественной литературы до 25 лет работает для развития мышления. «Книга – мост между поколениями, она побуждает к взаимопониманию и сотворчеству» (С.Агачер).

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, – 

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

 

Борис Абрамов, ассистент курса психиатрии,

фото из открытых источников  


P.S. Современный человек пребывает в непрерывном информационном потоке, постоянно присутствует в социальных сетях, перерабатывает за день не меньше, а то и большие объемы информации, чем предшествующие поколения. Однако, количество новых сведений, увы, никак не переходит в качество. Скорее наоборот. Чем меньше в нашей жизни занимает книга, тем большей роскошью становится наличие у человека стройной мировоззренческой системы, фундаментальных знаний и даже элементарной эрудиции (С.Е. Нарышкин, Директор службы внешней разведки РФ, Председатель Российского исторического общества).    




Поделиться