Интервью с ректором Гомельского государственного медицинского университета, доктором медицинских наук, доцентом Игорем Олеговичем Стомой.
– Игорь Олегович, вуз часто оценивают по таким критериям, как качество образовательных услуг, уровень технической оснащенности, профессионализм преподавательского состава, международное сотрудничество… Какой из критериев оценки Вы считаете более значимым?
– В первую очередь, за любыми успехами или неудачами коллектива стоят личные качества людей. Поэтому самым важным критерием я считаю то, насколько порядочны, профессиональны и ответственны люди, которые формируют университет. Университет – это не стены, не коридоры и даже не лекционные залы. Это те люди, которые его создавали, которые в нем работают и являются основной частью альма-матер. Это профессорско-преподавательский состав, это студенты, но не только... Это все те люди, которые вкладывают свою душу в развитие университета. И в этом плане Гомельскому медицинскому университету повезло. Здесь есть прекрасная команда. И есть потенциал роста этой команды. Когда человек не развивается, он деградирует. Если вуз не двигается вперед, он откатывается назад.
– В последнее время мы стали свидетелями перестройки всей системы образования – от школьного до вузовского. Дистанционное обучение серьезно и надолго вошло в нашу жизнь. Не уйдет ли со временем образование полностью в Интернет?
– Медицинское образование немыслимо без непосредственного контакта с пациентом. Но эра пост-COVID19 отличается от того времени, как мы жили, как мы работали, как мы общались до появления вируса SARS-CoV-2. Когда-то мы даже не представляли, что в таком формате вообще возможна жизнь.
На сегодняшний день дистанционное обучение не всегда оптимальный вариант, но очень часто единственно возможный для безопасного образования. При этом я считаю, что роль real life в медицинском образовании будет достаточно высока. Нужно понимать, что работа с пациентами требует такого опыта в студенческие годы. Нельзя подготовить грамотного врача только лишь дистанционно, необходим коммуникативный компонент. Если молодые люди не освоят его в студенчестве, то потом будет упущен возраст для формирования навыков общения, сбора данных, оценки, подхода к каждому из пациентов.
Более того, когда мы анализируем случаи жалоб в практическом здравоохранении, значительное количество проблем заключается лишь в том, что пациенту вовремя не донесли информацию, не объяснили, не потратили необходимое время на общение.
– Каким Вы видите Гомельский государственный медицинский университет через 5 лет?
– Я вижу динамически развивающийся университет, который не утратил роста, с хорошей преемственностью кадров. Нам было бы очень приятно видеть наших выпускников в рядах нашего университета уже в качестве клинических ординаторов, аспирантов, соискателей и профессорско-преподавательского состава. Ведь ничего нет лучше, когда тот человек, который прошел путь в университете как студент, возвращается в него как преподаватель, как коллега, как друг.
Мы видим, что вуз занимает свое знаковое место в медицине Республики Беларусь. Наши выпускники работают за рубежом и достойно представляют свою альма-матер. Роль Гомельского государственного медицинского университета через 5 лет – это роль современного, международного образовательного центра и уже со своей эффективной историей.
– Сегодня Вы напряженно работаете. Наверняка испытываете большие физические и психоэмоциональные нагрузки. За счет чего удается поддерживать себя в форме?
– Нужно отметить, что, когда ты занимаешься любимым делом, ты не настолько сильно устаешь. Хотя действительно, объем задач, которые выполняются ректором, невероятен. Есть прекрасная фраза: «Когда вы любите то, чем занимаетесь, то это нельзя назвать тяжелой работой». Работа ректора, безусловно, сложная, забирающая много времени и сил, но я бы не назвал её выматывающей. Она приносит результат, она приносит удовлетворение как раз конкретностью, ощутимостью результатов.
Поддерживаю себя в форме прогулками на свежем воздухе, спортом, общением с близкими людьми. Но надо не забывать, когда ты даешь себе большие нагрузки, ты должен давать себе некоторые паузы. Есть прекрасная восточная притча о том, что, когда ты плывешь против течения, ты все время гребешь. У тебя все время в руках весла. Иногда надо эти весла убрать и оглядеться по сторонам. Когда все время гребешь, можешь не заметить чего-то важного.
– Игорь Олегович, ваши пожелания профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и студентам УО «Гомельский государственный медицинский университет» в связи с юбилеем вуза.
Возраст тридцатилетия – это возраст, с одной стороны, подведения некоторых итогов в жизни, с другой стороны, возраст расцвета. Поэтому я желаю всем сотрудникам, профессорско-преподавательскому составу, студентам Гомельского государственного медицинского университета не терять яркости восприятия этого мира, яркости восприятия своей профессии и искать новое в каждом приходящем дне!
Елена Смирнова, пресс-секретарь
Ева Дудорга, редактор газеты "36 и 6"