А.Н.Лызиков: "Я горжусь тем путём, который мы прошли вместе с коллективом!.."
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

А.Н.Лызиков: "Я горжусь тем путём, который мы прошли вместе с коллективом!.."

Доктор медицинских наук, профессор. С 2000 года проректор по учебной работе, а с 2007 по 2020гг. - ректор Гомельского государственного медицинского университета. О становлении вуза как высшей школы медицины в интервью с профессором Анатолием Николаевичем Лызиковым.



В династии Лызиковых более 30 врачей различных специальностей. Уважаемый Анатолий Николаевич, где та земля, которая так богата докторами?

- Мало того, что у нас в семье 30 врачей, так ещё 7 из них – доктора медицинских наук. Наверное, все смотрели друг на друга: я на отца, мои дети, наверное, на меня. Пропаганды какой-то, конечно, не было. Мы видели, что лучше профессии, благодаря которой ты можешь сделать людям добро – нет. А это важный аргумент. Мне не нравится, когда в некоторых семьях родители заставляют идти в медицину. Я беседую со многими студентами. И когда спрашиваю: «Ты первый в семье врач? А почему ты решил им стать?», иногда слышу в ответ: «Да вот, мама с папой сказали, что балл хороший, давай в мединститут». Должно быть собственное желание! А самое главное тут – призвание! Все-таки мы делимся на физиков и лириков... Не всем нравятся точные науки. Каждый человек имеет к чему-то склонность. Это нужно учитывать при выборе профессии.


Анатолий Николаевич, а почему Вы выбрали профессию хирурга?

- Совсем недавно, 17 октября, я простился со  своим учителем. Я ездил на похороны выдающегося хирурга – Сачека Михаила Григорьевича. Он был другом нашей семьи. В своей жизни мы ориентируемся на кого-то. Кто-то на актера, кто-то на поэта, певца. А я сориентировался на Михаила Григорьевича. Когда стал студентом, начал присматриваться к разным специальностям. Многие так делают. Я посмотрел, как он оперирует, как относится к больным, как относится, самое главное, к своим коллегам. У Михаила Григорьевича было замечательное качество – он никогда не кричал, никогда не оскорблял, никогда не обижал вообще никого, и, в частности, тех, кто с ним оперировал.

Мы все впитываем, как губки, от кого-то. Я многое впитал от Михаила Григорьевича. И даже когда уехал в Гомель и стал ректором. Он мне всегда давал очень важные советы. Последний его совет был лет 5 назад... Он меня все время Толичек называл... Так вот он сказал: «Толичек, ты самое главное, никому не верь. Никто тебе добра не пожелает. Это говорю тебе я. Я уже столько лет прожил!» Вот такой неожиданный совет...

К сожалению, в нашей профессии много случайных людей и даже грубиянов, которые могут сказать: «Я не солнце – я всех не обогрею». Я бы не хотел у такого учиться. В то же время, не хотелось бы иметь слишком сердобольного учителя, который стоит над тобой и слезы льет. Наша профессия требует решительности. Главное – уметь взять ответственность на себя. И не только в хирургии. Вот должность ректора, например. Она похожа на работу хирурга, который принимает решение, а самое главное – отвечает за него.


Какими качествами должен обладать хирург?

– Уважать и любить свою профессию, а еще любить своего пациента. Ты не должен видеть в нем объект своих манипуляций. Необходимо аналитическое мышление, которое есть, наверное, только у хирурга. Все надо учитывать, когда ты стремишься помочь человеку. Именно аналитический ум позволяет творчески подходить к лечению. Обладая большим диапазоном оперирования, выбираешь оптимальный. В хирургии, главное, не войти в живот, а выйти из него. Но самое главное – не быть этим безжалостным врачом, который видит пациента только как объект операции, а не как человека.


Анатолий Николаевич, скажите, пожалуйста, не было ли у Вас желания стать хирургом более узкого профиля (кардиохирургия, нейрохирургия…)?

– Дело в том, что я воспитанник Витебской областной клинической больницы. Хирург в мое время там оперировал все! В частности, мы были и челюстно-лицевые, и абдоминальные, и сосудистые хирурги.

У меня был такой учитель – Николай Васильевич Бугаев. Такой невысокого роста. Звали его «Спутник». А все потому, что во время дежурства он оббегал всю больницу, находил всех больных и оперировал. Его звали и нейрохирурги, и торакальные хирурги. Я же тоже не абдоминальный хирург. Я могу в грудную клетку «сходить», и в голову, и шину наложить при переломе, травматология мне тоже нравилась. Т.е. там, где я учился, хирург – это было все. И мы не делились ни на абдоминальных хирургов, ни на торакальных. У нас были дежурные по приемному отделению, по операционному блоку. Это сейчас зовут узкого специалиста.

На данный момент все стали настолько узкими специалистами, причем врачи любого профиля. В то время, когда я учился, а я учился в прошлом веке, мы делали все и стремились к этому, чтобы быть универсальным. Конечно, мы все делимся на каких-то специалистов в каком-то узком деле.

Например, почему я выбрал малоинвазивную хирургию? Я как раз только защитил докторскую диссертацию, и пошел вот этот «бум» – лапароскопия. Я съездил в Германию, съездил в Москву, отучился. Кстати, мне пришлось продать телевизор, чтобы поехать в Москву. Мне было интересно, я хотел помогать людям в скорейшем и более легком выздоровлении. Мы делали и гинекологические, и торакальные, и абдоминальные малоинвазивные операции, потому что мне было это интересно. В хирургию должны идти энтузиасты, чтобы двигать ее вперед. Поэтому сказать, каким узким специалистом я хотел бы стать, я не могу, потому что хирург должен знать и уметь все.


Оглядываясь на свой путь, скажите, считаете ли Вы его тернистым?

- Ну, мне всегда говорили, что «вот он ходит, улыбается, у него легкая рука». Нет. Гениев в медицине, в частности, нет. Ты должен сам себя делать этим человеком. Да, мне как-то повезло в жизни, потому что хорошие люди встречались на пути. Недавно я услышал, что простить можно все-все ошибки, только подлость нельзя. Вот под этим я подпишусь. Остальное все пройдет.


Анатолий Николаевич, совсем скоро нашему самому лучшему университету в мире исполняется 30 лет! Вы работаете в университете 20 лет! Возглавляли вуз с 2007 по 2020 годы. Расскажите, как проходило становление нашего вуза как высшей школы медицины?

– Нам, конечно, было очень тяжело. Это был 1990 год, тяжелое время. Мы отличаемся от остальных трех медицинских университетов тем, что их создавал могучий Советский Союз. Было соответствующее финансирование, соответствующий кадровый потенциал. Нам достался первый медицинский вуз суверенной Беларуси, который надо было строить без финансовой помощи, на одном энтузиазме. Только благодаря этому энтузиазму мы сейчас твердо стоим на ногах и являемся одним из лучших вузов страны. На каких только уровнях не работают наши выпускники!

Вот сейчас будет 30-летие и приедут все «звезды» нашего университета. Я считаю, что стать в один ряд с остальными медицинскими вузами – это огромное достижение нашего коллектива.

Ректор, к сожалению, со временем становится не врачом, а хозяйственником. Начинали мы, было одно общежитие, а сейчас пять. А сколько у нас корпусов... Я горжусь тем путем, который мы прошли вместе с коллективом! Думаю, что никому не стыдно за ГомГМУ – вуз, который мы построили.


Многое в нашем университете стало возможным благодаря именно Вашим усилиям! Анатолий Николаевич, что пожелаете Гомельскому медицинскому накануне 30-летия?

– Благополучно пережить грядущие юбилеи!  



 Студент 4-го курса лечебного факультета Вячеслав Гришечкин, клуб юного журналиста

фото Ева Дудорга




Поделиться