Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Александр Кушнер
Американские писатели Нил Хау и Уильям Штраус разработали теорию поколений, основанную на философии людей разного возраста, опираясь на англо-саксонскую историю с 1584 года. Первая книга на эту тему «Поколение» издана в 1991 году, затем появились «Тринадцатое поколение» (1993), «Четвертое превращение: американское пророчество» (1997) и «Восхождение поколения Миллениума: следующее великое поколение» (2000). Суть их подхода в том, что каждое поколение социализируется в различных общественных условиях (политических, экономических), которые влияют на формирование определённых ценностей.
Французский социoлог и философ Огюст Конт полагал, что смена поколений – это двигатель социальных изменений. Каждое поколение, вступающее в новый жизненный этап в более или менее одинаковое время, – это импульс, который создает историю общества.
Теория достаточно обобщенная, социологи относятся к ней скептически. Однако что-то в ней есть, как и немало последователей. Авторы основывались на опыте американской жизни, но на советском пространстве люди переживали гораздо больше потрясений и трагедий: Великая Отечественная война, период застоя, перестройка, авария на ЧАЭС, СВО, что внесло свои особенности. «Я считаю советский период вершиной российской истории» (Александр Зиновьев).
Эти люди родились и выросли в эпоху подъема (1946-1964 гг.): их родители победили в войне, СССР стал сверхдержавой. Название «бэби-бумер» отражает настроение всего общества – социально-экономический подъем вызвал сильный всплеск рождаемости. Покорение космоса, люди полны оптимизма, веры в светлое будущее, готовы трудиться, поднимать целину, возводить заводы, магистрали.
Поколению «бэби-бумеров» присуща психология победителей: они верят в волю и возможности человека, занимаются спортом, доверяют людям, умеют работать в команде, сообща добиваться больших целей. Это поколение ценит профессионализм и знания, любит семью и детей.
Люди, родившиеся в 1964-1984 гг. Детство и юные годы прошли во время кризисов холодной войны, войны в Афганистане, краха идеалов, перестройки. Именно в это время космополитизм начинает вытеснять идейный патриотизм. Это поколение заинтересовано в создании и утверждении своей карьеры. Однако для них важен баланс между работой и личной жизнью, поскольку они считают время и эмоции более ценным ресурсом, чем деньги.
Самое многочисленное на постсоветском пространстве поколение родилось в 1984-2005 гг. Распад СССР и «лихие» девяностые научили миллениалов (родившихся на стыке веков) выживать в тяжёлых условиях, бороться, отстаивая свои ценности, надеяться и искать. Независимые, уверенные в себе, активные и свободные – они очень отличаются от других поколений. Первые пейджеры, мобильные телефоны и персональные компьютеры, первый «Сникерс» и очередь в первый ресторан быстрого питания: «игроки» с головой окунулись в компьютерные игры, социальные сети и мировую популярную культуру в поисках своего места. Они встретили новое тысячелетие в юные годы, поэтому привыкли к переменам, причем не всегда благоприятным, поиску своего места в мире. Представители «игроков» непостоянны, стремятся к самореализации, но не спешат обзаводиться семьей.

Второе по величине поколение: поколение будущего. Люди, которые родились начиная с 2005 года и по настоящее время. Это первое поколение, родившееся и выросшее в среде цифровых технологий. Его представители с ранних лет умеют пользоваться смартфонами и не представляют мир без интернета. Они являются частью глобального сообщества, видят весь мир и могут показать себя всему миру, нажав кнопку на своем смартфоне.
Как правило, они более прагматичны, но при этом не лишены идеализма, равно как и тревоги за будущее. Зумеры мечтают о карьерной самореализации, но ожидают экономические трудности. У них менее позитивный взгляд на жизнь, а уровень эмоционального и социального благополучия ниже, чем у старших поколений. Они более заинтересованы в принадлежности к инклюзивному, поддерживающему сообществу. Более индивидуалистичные, с более сильным чувством самовыражения. При этом более социально активны, отстаивают свои убеждения (особенно в социальных сетях). Они цифровые аборигены. Прагматичны и оспаривают то, что им говорят. Не боятся перемен и хотят изменить жизнь к лучшему. Ценят сотрудничество и командную работу, но в реальности часто имеют ограниченные социальные и коммуникативные навыки.
Заботятся о психическом здоровье и балансе между работой и личной жизнью. Предпочитают лидерство на основе консенсуса. По-иному относятся к лояльности, но стремятся к доверию и искренности. Воспитаны под давлением необходимости добиваться успеха. Как никакое другое поколение, представители поколения Z целеустремленные и требуют подотчетности, создания дополнительных возможностей для представителей разных слоев населения, а также строгого соблюдения принципов устойчивого развития и экологичности.
Мне показались интересными соображения на эту тему бывших советских людей, уехавших по разным причинам на ПМЖ в США. Они говорят о себе: «Мы – бэби-бумеры. Дети, сумевшие выжить на улице. Стиль воспитания: выжил и хорошо. Характерные особенности: психология победителей, личностный рост, оптимизм и ответственность. Трудоголики. Рано строили семью. Активны и решительны. По сути, это система взглядов на жизнь».
Далее. Всегда существовали противоречия поколений, так называемая проблема «отцов и детей». Источником конфликта является разрыв понимания ценностей жизни. Бумеры считают, что молодое поколение эгоистично, лениво, инфантильно и легкомысленно, что за малейшее усилие они хотят золотую медаль. Таким образом родилось обидное слово «снежинка», которым бумеры дразнят молодежь. А у молодежи к бумерам также есть свои обвинения: подорожавшее образование, нежелание воспринимать молодое поколение серьёзно; безответственное отношение к климату планеты. Молодежь категорически не согласна с российскими и гомофобными взглядами бумеров, растущему неравенству в обществе, пропаганде философии так называемого «закона джунглей», поэтому с 2019-го года стала популярной фраза «о’кей, бумер!». Она стала универсальным саркастическим ответом молодежи на критику бумеров. Это современный аналог лозунга «не доверяй никому старше тридцати», которым бумеры пользовались во времена своей молодости. Обвинять старшее поколение во всех грехах – не самая лучшая мысль, да и валить все на тупую, ленивую инфантильную молодежь тоже далеко не самая гениальная идея.

Вряд ли мы, бумеры, изменимся и молодое поколение тем более. А может стоит попробовать завести хоть какое-то подобие диалога? Может миллениалы могут научить нас, бумеров, парочке вещей, а может наоборот: мы сможем передать им наш опыт? И может быть тогда проблема поколений решится сама собой…

Не все умеют стариками быть.
Дожить до старости — ещё не вся наука,
куда трудней достоинство хранить.
Не опуститься, не поддаться хвори,
Болячками другим не докучать,
Уметь остановиться в разговоре,
Поменьше наставлять и поучать.
Не требовать излишнего вниманья,
Обид, претензий к близким не копить
До старческого не дойти брюзжанья;
Совсем не просто стариками быть.
И не давить своим авторитетом,
И опытом не слишком донимать.
У молодых свои приоритеты
И это надо ясно понимать.
Пусть далеко не всё тебе по нраву,
Но не пытайся это изменить,
И ложному не поддавайся праву
Других уму и разуму учить.
Чтоб пеною не исходить при споре,
Не жаловаться и поменьше ныть,
Занудство пресекая априори;
Совсем не просто стариками быть.
И ни к чему подсчитывать морщины,
Пытаясь как-то время обмануть.
У жизни есть на всё свои причины,
И старость — это неизбежный путь.
А если одиночество случится,
Умей достойно это пережить.
Быть стариками трудно научиться,
Не все умеют стариками быть.
(Андрей Дементьев)
Борис Абрамов, старший преподаватель кафедры психиатрии,
наркологии, психотерапии, медицинской психологии с курсом ФПКиП;
иллюстрации из открытых источников