Азбука оптимизма: "Поэт в России больше, чем поэт..." Памяти Евгения Евтушенко
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Премия Правительства в области качества

Азбука оптимизма: "Поэт в России больше, чем поэт..." Памяти Евгения Евтушенко

                                                                               


 Быть бессмертным не в силе,

                                                                             но надежда моя:

                                                                             если будет Россия,

                                                                             значит, буду и я.

Е.А.Евтушенко


1 апреля 2017 года ушел из жизни большой российский поэт Евгений Александрович Евтушенко. Пожалуй, самый значительный из эпохи шестидесятников. 9 мая 2010 года на своем творческом вечере в нашем городе он сказал: «Я самый известный поэт в мире! Не самый лучший, но самый известный». Его произведения переведены, практически, на все языки земли, даже те, что не имеют письменности.

В девятом классе школы нам дали тему для домашнего сочинения – «Какие мысли и чувства овладевают мной, когда я слушаю песню «Хотят ли русские войны?..» 1961-й год. Я полагал, что автор стихов – седовласый ветеран, участник Великой Отечественной… Когда же в читальном зале, недавно открывшейся областной библиотеки, полистал подшивки «Литературной газеты», маленькую книжечку «Разведчики грядущего» (первая книга поэта, изданная в 1952 году), то узнал, что ему 28 лет. С тех пор я стал следить за его  творчеством. Песня не утратила своей актуальности:

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

Ее не исполняют, потому что не могут попсовики достичь той глубины, которая была у М. Бернеса, М. Магомаева.

Книг Е.А. Евтушенко было не достать, хотя издавались они сто- и двухсоттысячными тиражами. Находил публикации в газетах, журналах. Он был очень плодотворен и трудолюбив, создавая за год, всегда больше всех. Я нашел у него почти 90 изданных книг, но уверен – их гораздо больше.

«Я разный – я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, злой и добрый… Границы мне мешают…». Он писал не только стихи, но и прозу (рассказы,  романы «Ягодные места», «Не умирай прежде смерти», «Берингов туннель»; эссе, критические и публицистические статьи), сценарии, снимался в кино («Взлет», где сыграл К.Э. Циолковского), сам поставил два фильма («Детский сад» и «Похороны Сталина»); на его стихи написано более 80 песен (в том числе, «Не спеши», «Чертово колесо», «Вальс о вальсе», «А снег идет», «Дай Бог»). Итальянский режиссер П. Пазолини, хотел снимать кинофильм  об Иисусе Христе с Е. Евтушенко в главной роли, а Эльдар Рязанов планировал экранизировать пьесу Э. Ростана «Сирано де Бержерак» (опять же, с поэтом в главной роли). Оба проекта не состоялись из-за запрета партийных властей, а кинорежиссеры не видели других исполнителей их замыслов.

Евгений Евтушенко сделал то, что не сделал никто: подготовил и издал «Антологию русской поэзии» от «Слова о полку Игореве» до первого десятилетия XXI века. Пять большущих томов. Он успешно занимался фотографией. Побывал чуть ли не во всех уголках земли. Стихотворения великого поэта использовал Д.Д. Шостакович в симфонии №13 (в пяти частях для баса, хора басов и оркестра).


Е. Евтушенко был прекрасным чтецом-декламатором. До Гомеля я слушал его исполнение в 1985 году на творческом вечере в концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве. До сих пор звучит в памяти его интонация, паузы… Была издана грампластинка, где он читал поэму В.В. Маяковского «Облако в штанах» (на конверте был подзаголовок – «попытка воспроизведения голоса»).

Писал поэт просто и доходчиво. Всегда был искренним, откровенным, все пропускал через себя. Живо откликался на события в стране и мире. Сейчас такого не замечается. Тело Сталина выносят из мавзолея – Е.А.Евтушенко пишет «Наследники Сталина» (через несколько месяцев публикуется в «Правде»). В 1961 году поэту показали овраг «Бабий Яр». За ночь он написал стихотворение, которое, зная, что его уволят, напечатал главный редактор «Литературной газеты». А автор стал persona non grata в Киеве. В августе 1968 года войска стран Варшавского договора вводятся в Чехословакию – появляются «Танки идут по Праге». В 1969 году – конфликт на границе СССР и КНР (остров Даманский на Амуре) – рождается «На красном снегу уссурийском».

Е. Евтушенко всегда вслух произносил то, что, может быть, думали другие, но не умели или боялись высказать. Это было личное проживание истории. При всем честолюбии, позерстве он всегда был чуток «к чужому таланту и нетерпим к конкуренции, но конкурировал всегда честно, не прибегая к подножкам. …он постоянно корил себя за отступничество, за недостаток решимости… Он был именно человек, наделенный сверхчеловеческими способностями, и превратил это несоответствие в большую литературу. А главной его трагической темой было несоответствие судьбы и дара. …Он был хорошим человеком – об этом говорили все, кто хорошо его знал, и упорнее всех Окуджава: он добрый, повторял он, и это искупает все» (Д.Л. Быков, 2019). «За широкой спиной Евтушенко, – говорили на встрече со студентами Витебского государственного медицинского института в середине шестидесятых молодые поэтессы Римма  Казакова и Инна Кашежева, – нам было легче пробиться в литературу».

Евгений Александрович любил нашу страну, неоднократно приезжал. Его дед по материнской линии, Ермолай Наумович Евтушенко жил в д. Хомичи Калинковичского района. А в период очередной опалы поэта наш земляк, драматург А. Макаенок, бывший тогда главным редактором журнала «Неман», опубликовал в одном из летних номеров поэму «Под кожей статуи Свободы» (1970 г.).

Как бы самоэпитафия 

Чтец-декламатор. Бабник. Пустобрех.

Что ни строка — то фальшь, подлог, подвох.

Чтоб сделать наш народ к нему добрей,

он в «Бабьем Яре» скрыл, что он еврей.

Его стишки, им запросто руля,

начальство диктовало из Кремля.

Чтоб имидж свой на Западе спасти,

он танки в Праге сбить хотел с пути.

Он Бродскому отмстил хитро, с умом —

его из ссылки вызволив письмом.

Прикинувшийся смелым скользкий трус,

он с Горбачевым развалил Союз.

Он от чеченцев принял в дар кинжал

в брильянтах! И в Америку сбежал.

По отношенью к женам — негодяй.

По стилю одеваться — попугай.

Он бомбы поставлял для Че Гевары

и прочие подпольные товары.

                                                 Он,

                                                         КГБ секретный генерал,

                                                                                    на спецзаданьи.

Он не умирал.

                               Август 2007


Ночью 31 марта 2017 года, когда Е.А. Евтушенко оставались часы, его жене позвонил Д.Л. Быков. Она сказала, что «он не говорит, потому что лежит в кислородной маске, но все слышит и понимает. Если вы хотите что-то сказать ему, я поставлю телефон на громкую связь». Что было сказано: «Если только вы не выкарабкаетесь, хотя есть у меня предчувствие ,что выкарабкаетесь… Но если вдруг нет, я вам хочу сказать, что вы выиграли, что вы выбрали самую невыигрышную позицию – и все-таки выиграли, потому что вы написали живые стихи, а не мертвые. Смерть – присоединение к большинству, а к большинству присоединяться неприлично. Вы всю жизнь говорите о себе худшее – и потому вас всегда будут ненавидеть и любить, и это сделает вас абсолютно живым. И говорить вашими цитатами тоже будут всегда, потому что вы отважились высказать самое мучительное и стыдное, и даже те, кто будет по-прежнему шпынять, будут способствовать вашей вечной жизни.  И сколько бы всякого я про вас не говорил, в том числе вам лично, я всегда понимал и буду понимать, что вы – явление великое, прилично такое говорить в глаза или нет. И он улыбнулся. Маша мне об этом сказала».

Борис Эвильевич Абрамов, ассистент курса психиатрии, 

фото из свободных источников

 



Поделиться